29.06.2015

Херсон почтовый

 

До 1890 года главная, улица Херсона, стрелой протянувшаяся от берега Днепра до городских ворот, (находившихся в р-не современной областной больницы по проспекту Ушакова) носила название Почтовая улица.


За городской чертой начинался почтовый тракт - путь, связывающий молодой город Херсон с другими городами Российской империи (Николаевская почтовая дорога). Этой дорогой въезжали и выезжали из Херсона путешественники, доставляли в город товары и продукты. Пролетали под звон бубенцов со спешным грузом деловой и частной корреспонденции почтовые извозчики. 

Не случайно в конце 19 века уже сложилось утверждение, что « почта и телеграф являются нервом государства». Невозможно представить себе город лишенный почтовой службы. Поэтому, еще с самого начала строительства Херсона, в городе началось обустройство почтового сообщения. Первоначально городская почтовая контора располагалась в арендуемом доме на улице Эрделевской (ул. Комсомольская). Затем она занимала помещение на улице Суворовской и только лишь в 1831 году, после принятия Сенатом 22 октября 1930 года указа «Об устройстве почтовой части», обосновалась в специально построенном здании. Херсонская почтовая контора входила в Одесский почтовый округ, который подчинялся почтовому департаменту Сената. В 1862 году в Городской почтовой конторе был установлен телеграф, посредством которого херсонцы получили возможность оперативной связи с другими городами страны. После введения в строй телеграфа, почтовая контора получила более серьезное наименование: Херсонская почтово-телеграфная контора Одесского почтового округа. С 1885 в связи с реорганизацией и упразднением почтового департамента Сената, почтовая служба Российского государства перешла под управление Министерства внутренних дел.

Колишня поштово-телеграфна контора (у теперішній час - міське відділення зв'язку №25)

Городская почтово-телеграфная контора производила прием и доставку писем, заказных отправлений, бандеролей, посылок, денежных переводов по почте и телеграфу. Занималась доставкой периодических изданий, а так же мелких частных заказов от различных фирм. Первоначально весь груз к месту назначения перевозили попутные речные суда и извозчики, но со временем, в виду увеличения объемов и возросшей ценности отправлений, почтовое ведомство вынуждено было ввести в свой штат ямщиков. Нелегкая работа ямщиков усугублялась извечным российским бездорожьем, а с ранней осени и до поздней весны, раскисшие степные пути и вовсе становились не проходимыми. С 1865 года уездная земская управа поднимала вопрос об «улучшении единственного пути связывающего Херсон и Николаев», но решение проблемы оставалось только на бумаге: « Конная почта, вышедшая из Одессы во вторник вечером, прибыла в Николаев только в четверг ночью. С еще большим опозданием приходит почта в Херсон»- сетовала городская газета «ЮГъ» слякотной зимой 1900 года. «Елочные украшения, выписанные из Одессы к рождественским праздникам, прибыли в Херсон через месяц после Рождества. Масличные продукты застряли в Копанях из-за непролазной грязи, и вот уже девять дней не могут двигаться по направлению к Херсону. В настоящее время за перевоз клади из Николаева в Херсон берут не менее 50 коп с пуда, За карету на 4 человека 15-25 руб. При этом кладь идет неделями, а карета сутками. Нередко впрочем, седокам приходится часть дороги промаршировать по глубокой грязи пешком». Не лучше обстояли дела с перевозкой почты и морозной, снежной зимой, часто заблудившихся в метель ямщиков находили лишь весной на бескрайних равнинах Херсонской степи. Сильные январские морозы 1907 года унесли жизни восьми почтовых ямщиков. 

Порой ввиду несовершенства доставки почтовой корреспонденции происходили курьезы достойные книги рекордов Гиннеса. Так письмо, отправленное через Березнеговатское почтовое отделение 23 декабря 1900 года, было вручено адресату в Херсоне 26 сентября 1901 года. Иными словами расстояние от пункта отправления до пункта назначения в 78 верст, письмо преодолело за девять месяцев и два дня. То есть, на преодоление каждой версты потребовалось три дня и одиннадцать с лишним часов!


Уже к началу двадцатого века Херсонская почтово-телеграфная контора располагала двумя десятками почтовых ящиков, расположенных в различных частях города. Выемка писем происходила три раза в день с 6 утра до 11 вечера, а из ящика установленного в конторе каждый час. Кроме того, в помещении конторы были установлены «американские шкафы» с именными отделениями. С помощью этих «шкафов», абоненты могли получать свою корреспонденцию без посредничества почтовых чиновников. 
С 1 июня 1901 года почтовое ведомство ввело новый порядок оплаты за доставку телеграмм и почтовой корреспонденции: При доставке телеграммы с нарочным или по эстафете в пригородные населенные пункты, с отправителя взималась плата по 10 копеек с версты, но не менее 50 копеек с телеграммы. «Поздравительные карточки к доставке в город и пересылке в другие места, по бандерольной таксе: 1 копейка город и 2 копейки иногородние. Допустимо добавлять письменно только адрес и звание отправителя, и приветствие не более чем в 5 слов. Карточки в заклеенных конвертах (хотя бы и с обрезанными углами) и с более длинными надписями, оплаченные по бандерольной таксе, доставляются адресатам с взиманием доплаты по таксе закрытых писем. Бандероли вовсе не оплаченные и почтовые карточки, на рисунках коих нанесена смесь слюды, с толченым стеклом, не доставляются адресатам и не пересылаются почтой».
Также произошли изменения в выдаче денежных корреспонденций, отныне квитанция на получение перевода, должна была быть засвидетельствована в полиции.


 
Для удобства получения публичной корреспонденции в херсонской почтово-телеграфной конторе устраиваются американские шкафы с именными ящиками. Лица, изъявившие желание пользоваться таковыми, будут получать свою корреспонденцию без посредничества почтовых чиновников. "ЮГъ" 1898 г.

В 1901 году возникло решение об устройстве беспроволочного телеграфа в Херсоне. С целью проведения необходимых расчетов для постройки телеграфных мачт, в город прибыл главный механик Одесского почтово-телеграфного округа Э. О. Бухгейм. Решено было поставить одну из мачт на крыше городской почтово-телеграфной конторы, вторую во дворе Голопристанской почты. Для передачи и приема сообщений был использован новейший приемник Попова-Дюкрете. Опыты проводились в течении нескольких лет, пока, наконец не были достигнуты более-менее приемлемые результаты.
 
Говоря о работе Херсонского почтово-телеграфного отделения начала двадцатого века, нельзя не отметить тяжелый труд городских почтальонов. Которым, за сравнительно небольшое жалованье приходилось таскать тяжелые, неподъемные сумки с корреспонденцией по рытвинам и ухабам не мощеных и плохо освещенных улиц города. Мало того, расплодившиеся бродячие собаки, на протяжении долгого времени были настоящим «бичом» города и часто нападали на находившихся при исполнении почтальонов. Возникали проблемы у письмоносцев и при встрече с «окраинскими босяками». Такое положение дел наблюдалось повсеместно по всей Российской империи. Поэтому разноска почты считалась сугубо мужским делом и женщины к этой работе не допускались. 

Херсонская газета «ЮГъ» неоднократно обращала внимание обывателей на «безадресность» городских улиц и домов. «Некогда все улицы имели свои имена, но большая часть за давностью растерялась, и сохранились лишь некоторые названия. Нам известен случай, когда одна семья долго не могла сообщить своего адреса, не зная названия улицы. Даже постовой городовой и почтальон не могли помочь этому горю». Херсон расстраивался, население увеличивалось, проблемы с поиском нужного адреса усугублялись. В 1904 году Городской Думой было принято обязательное постановление «об упорядочении названий улиц», предусматривающее изготовление и установку табличек с названиями улиц и номерами на дома. Что конечно же впоследствии намного облегчило почтальонам поиск адресатов.

В 1904 году в помещении почтово-телеграфной конторы некоторое время располагалась городская телефонная станция.

Комментариев нет:

Отправить комментарий