21.06.2015

Тендерный комитет заказчика: как организовать и начать работу

Пока главные распорядители госсредств перекраивают выделенные им ресурсы между распорядителями нижестоящего звена, самое время воспользоваться моментом и подготовиться к горячей поре - массовому проведению тендеров. Начать же целесообразно с пересмотра бумаг о тендерном комитете (далее - ТК). А новичкам мы поведаем, как организовать работу этого вспомогательного органа, кто может входить в его состав и что следует знать, дабы уберечь себя от обвинений контролирующих органов.

День рождения ТК
• Как создают. Создать ТК - обязанность руководителя заказчика. Чтобы достойно выполнить эту почетную миссию, он должен издать распорядительный акт (приказ, распоряжение или любой другой документ), которым утвердить:
- количество членов ТК;
- персональный состав этого собрания;
- положение о ТК.
• Сколько человек избрать. Минимальное количество членов ТК - 5 человек (абз. 3 п. 18 Положения о закупках). А вот максимальный предел членов этого объединения не установлен - здесь все зависит от воли руководителя заказчика.
Интересный факт!
Положение о закупке не содержит ограничений в количестве ТК, созданных одним заказчиком. Если последний состоит из ряда обособленных структур, ничего не помешает создать ТК как в головной организации, так и в подразделениях. Здесь заказчиком будет выступать головная организация. Создать ТК, утвердить положение о нем и подписывать договоры в этом случае может руководитель как головной организации, так и структурного подразделения - конечно, при наличии таких полномочий.
(письмо Минэкономики Украины от 25.09.08 г. № 75-27/962, п. 2.7 Методрекомендаций № 137)
• Кто руководит ТК. Возглавляет комитет председатель, которого назначает руководитель заказчика в приказе о создании ТК. Зачастую таким лицом назначают первого заместителя (заместителя) руководителя, ведь именно они, согласно доверенности или положению об учреждении, чаще всего владеют правом подписи договоров. ( Руководителя во внимание не принимаем, ведь во избежание обвинений в злоупотреблениях они часто самоустраняются от непосредственного участия в тендерных процедурах.) И должность здесь не главное.
Обратите внимание!
Правомочность подписывать договоры по результатам проведенных тендерных процедур следует не из повседневной должности согласно штатному расписанию учреждения (предприятия), а из факта назначения председателем ТК. Таким образом, возглавлять ТК может как должностное лицо, так и другой работник заказчика. Причем полномочия председателя ТК подписывать договор не лишает руководителя права самостоятельно это делать, ибо он только доверяет так поступать от его имени (см. письмо Минэкономики Украины от 08.12.08 г. № 3303-27/1150).
Назначение на должности других действующих фигур ТК - заместителя председателя и ответственного секретаря, а также распределение функций между членами ТК - это компетенция председателя ТК (абз. 5 п. 18 Положения о закупках, п. 3 раздела III Типового положения).Такое решение обычно оформляют уже на первом заседании ТК протоколом в произвольной форме.
Конкретный набор прав и обязанностей членов ТК указывают в Положении о ТК согласно предписаниям Типового положения.

• Кого избрать в состав ТК. Выбор кандидатур для ТК - исключительное право руководителя заказчика, который может сформировать комитет как из руководителей отделов, так и из других работников. И как не верти, а без бухгалтера и юриста этому собранию едва ли обойтись. Исключительный удел руководителя заказчика - это и право изменить структуру и персональный состав ТК - будь то по собственному желанию или по представлению председателя комитета.
• Кто не может быть членом ТК. Упоминает Положение о закупках, а следом и Типовое положение, и о тех, кто не входит в ТК:
- должностные лица и представители участников и их близкие родственники;
- должностные лица объединений предприятий, их представители и близкие родственники;
- эксперты и консультанты, которых привлекают на договорных началах к работе ТК;
- не работники заказчика (абзацы 2, 3, 9 п. 18 Положения о закупках, п. 5 раздела I Типового положения).
Правда, относительно первых двух оговорок вопросов более чем достаточно. Ни Положение о закупках, ни Типовое положение и намека не содержат на то, где руководителю заказчика искать разгадки на такие ребусы, как: "Является ли господин Иванов И. И. близким родственником собственника потенциального участника торгов?", " Кто такой " близкий родственник?" и т. п. Вместе с тем включить таких лиц в ТК означает нарушить принцип объективности и непредвзятости оценок тендерных предложений, а там и до признания торгов недействительными недалеко (абз. 2 п. 11, п. 90 Положения о закупках). Итак, прозондировать почву на предмет окружения членов ТК лучше до создания этого органа. Не помешает записать в приказе о создании ТК и процедуру самоотвода (отвода по инициативе руководителя заказчика и/или председателя ТК) лица, в непредвзятости которого существуют сомнения.
Квалификация первых лиц ТК
Все новое - это хорошо забытое старое. Именно такая мысль возникает во время ознакомления с Положением о закупках в части обучения членов ТК.
ЦИТАТА
Председатель, заместитель председателя и секретарь тендерного комитета должны получить документ о прохождении обучения (повышения квалификации) в сфере закупок в порядке, установленном уполномоченным органом.
(абз. 6 п. 18 Положения о закупках, п. 4 раздела III Типового положения)
вопросам подготовки специалистов в сфере госзакупок и организовать их воплощение в жизнь (пп. пп. 12,18 п. 10 Положения о закупках).
Но на сегодня информация ни о планах обучения, ни об уполномоченных учебных заведениях пока так и не обнародована. Значит, пока не будут созданы условия для получения таких знаний, претензии контролеров - преждевременны. И то, что на отсутствие сейчас нормативов по обучению обращают внимание как Минэкономики (см. письмо от 08.12.08 г. № 3303-27/1150), так и ГлавКРУ (см. п. 2.4 Методрекомендаций № 137), свидетельствует об одном - с невозможностью наказывать за необучение соглашаются и они.
Резюмируем сказанное:
Вопреки тому что Положение о закупках обязывает первых лиц ТК пройти обучение относительно проведения тендерных процедур, на сегодня порядок реализации этой нормы не определен. Следовательно, и упреки контролеров относительно несоблюдения этого предписания вряд ли следует воспринимать серьезно - в суде, который будет рассматривать дело о наложении ад-минштрафа, они рассыплются словно карточный домик.
Как работает ТК
Форма работы ТК - заседание. Периодичность проведения собрания комитета или минимальное их количество в год законодательство не устанавливает, а только определяет, что инициатором заседаний выступает председатель и проводит их при необходимости. Решение ТК оформляют протоколом, который обязаны подписать все члены комитета, присутствовавшие на заседании, независимо от их позиции во время голосования (п. п. 12-13 раздела I Типового положения).
Ради решения отдельных вопросов, которые могут возникнуть в деятельности ТК, совсем не обязательно его созывать в полном объеме. Председатель комитета письменным решением вполне вправе создать рабочие группы (в количестве 3 лиц), причем даже с привлечением работников заказчика - не членов ТК. Укажем: такие рабочие органы ТК не должны подменять собой ТК или принимать на себя его функции. Их цель - исключительно подготовить информацию для рассмотрения комитетом.
Как устанавливает п. 9 раздела I Типового положения, рабочую группу можно создать и для раскрытия тендерных (ценовых) предложений, но уже сугубо из членов комитета. Обратите внимание: компетенция такого органа - составить протокол раскрытия предложений участников торгов, оценивать же приведенные предложения - уже удел ТК.
В конце хотели бы обратить внимание на сюрприз, приготовленный Типовым положением. Дело в том, что п. 2 раздела II данного документа обязывает комитет разработать и утвердить порядок рассмотрения жалоб участников, поданных до заключения договора о закупке.(Убеждены, что идея жаловаться на действия ТК в сам комитет мало кому придет в голову:согласитесь, намного эффективнее обратиться в Минэкономики или в суд. Поэтому и работать этот документ будет крайне редко. Но, чтобы не попасть в немилость контролеров, пренебрегать обязанностью разработки этого документа не советуем.) Место этому документу не в ящике или кипе бумаг, а в самой сети Интернет (на собственном сайте или интернет-ресурсе главного распорядителя бюджетных средств). Установило Минэкономики и срок, в течение которого обнародуют этот архиважный документ - 10 дней с даты его утверждения. И хотя срок, в течение которого принимают такой документ, не определен, но учитывая вечную любовь контролеров к тендерным процедурам медлить с этим не следует.(Примерный текст этого Порядка, разработанного редакцией вашей любимой газеты, размещен ниже.)
Подведем итоги:
Создание ТК - это точка отсчета, с которой начинается любой тендер. Поэтому взвешенный подход к решению всех процедурных вопросов до его рождения - залог не только успешного существования ТК, а и обеспечения повседневной деятельности заказчика.
Список использованных нормативно-правовых актов:
1. Положение о закупках - Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 17.10.08 г. №921.
2. Типовое положение - Типовое положение о тендерном комитете, утвержденное приказом Минэкономики Украины от 20.05.09 г. № 470.
3. Методрекомендации № 137 - Методические рекомендации по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, утвержденные приказом ГлавКРУ от 05.06.09 г. № 137.
Образец
Утвержден решением тендерного комитета отдела образования N-ской районной государственной администрации Одесской области
от 11.01.2010 г. № 123-45
ПОРЯДОК
рассмотрения жалоб, поданных участниками до момента заключения договора
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с п. п. 85-91 Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.08 г. № 921 (далее - Положение), и во исполнение п. 2 раздела II Положение о тендерном комитете, утвержденном приказом отдела образования N-ской районной государственной администрации Одесской области от 31.08.09 г. № 123-45.
2. Настоящий Порядок определяет процедуру рассмотрения жалоб тендерным комитетом (далее - ТК) отдела образования N-ской районной государственной администрации Одесской области (далее - заказчик), предоставленных участниками до момента заключения договора о закупке.
3. В настоящем Порядке термины употреблены в значении, приведенном в Положении.
4. Любой участник процедуры закупки, который считает, что он понес или может понести убытки вследствие нарушения ТК заказчика процедур закупок, установленных Положением, может обжаловать его решение, действие или бездеятельность:
- в ТК заказчика - согласно настоящему Порядку;
- в уполномоченный орган (Министерство экономики Украины) - согласно Порядку рассмотрения жалоб, предоставленных участниками до момента заключения договора о закупке, утвержденному приказом Министерства экономики Украины от 30.01.09 г. № 65;
-в суд - в соответствии с законодательством.
5. Не могут быть объектом обжалования сделанный выбор процедуры закупки и решение об отклонении всех тендерных предложений.
6. Жалобы, поступившие от участника позже чем в 15-дневный срок со дня допущения нарушения процедуры закупки, заказчиком не рассматриваются.
7. Жалобу нужно излагать на украинском языке и оформлять:
- участником-юрлицом: на бланке юрлица, с подписью уполномоченного лица, скрепленной печатью этого субъекта хозяйствования;
- участником-физлицом: с подписью участника или уполномоченного им лица, скрепленной печатью (при наличии).
8.Жалоба должна содержать:
а)сведения об участнике (наименование, местонахождение, код ЕГРПОХтелефоны - дляюрлиц, или ФИО, место жительства, идентификационный код налогоплательщика - для физлиц); б)сведения о процедуре закупки: вид процедуры, предмет закупки, место проведения процедуры закупки;
в)изложение содержания решения, действия или бездеятельности ТК, которые обжалуются;
г)информацию, в том числе документы (при наличии), подтверждающие нарушение заказчиком процедур закупок;
д)документ, подтверждающий представление участником тендерного (ценового) предложения;
е)содержание требований участника;
е) другую информацию, имеющую отношение к предмету жалобы, - по желанию жалобщика.
9.На титульном листе жалобы указывают дату и исходный номер письма жалобы (в случае его присвоения). Все копии документов, прилагаемых к жалобе, заверяют печатью участника-юрлица или нотариусом (другим лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий) - в случае предоставления жалобы физлицом.
10.В день поступления жалобы ее регистрирует председатель ТК, который не позднее следующего рабочего дня обязан созвать внеочередное заседание ТК для уведомления членов ТК о поступлении жалобы и начале ее рассмотрения.
11. В день поступления жалобы председатель ТК информирует заказчика о таком факте. Руководитель заказчика вправе требовать от членов ТК письменных объяснений относительно изложенных в жалобе обстоятельств.
12. На заседании, указанном в п. 10 настоящего Положения, ТК принимает решение о приостановлении процедуры закупки, о чем в этот же день письменно сообщает в орган Государственного казначейства (отделения банка), который был указан в тендерной документации (запросе ценовых предложений) для проведения расчетов по закупке. Датой приостановления процедуры закупки считают дату принятия такого решения. Срок приостановления процедуры закупки не превышает 20 рабочих дней с даты получения жалобы заказчиком.
13. Жалоба, не соответствующая требованиям п. п. 4-9 настоящего Порядка, а также в случае ее отзыва участником, предоставившим ее, остается без рассмотрения. Такое решение заказчик обязан прислать жалобщику в течение 3 рабочих дней с дня его принятия.
14. В течение срока, не превышающего пяти рабочих дней после получения жалобы, ТК заказчика уведомляет участника-жалобщика и участника-победителя процедуры закупки о получении жалобы, ее содержание, время и место рассмотрения. Указанные лица имеют право взять участие в ее рассмотрении.
15. В течение 20 рабочих дней с дня получения жалобы ТК заказчика принимает одно из таких решений:
- об оставлении жалобы без удовлетворения - в случае, если обстоятельства, указанные в жалобе, не найдут своего подтверждения;
- об удовлетворении жалобы - в случае обоснованности жалобы.
16. Основанием для удовлетворения жалобы является нарушение ТК заказчика предписаний Положения.
17. ТК заказчика принимает решение в рамках доводов и материалов, приведенных в жалобе, с учетом объяснений членов ТК, материалов, предоставленных экспертами и консультантами.
18. Экземпляр решения ТК заказчика по результатам рассмотрения жалобы присылается:
- уполномоченному органу - в течение трех рабочих дней с дня его принятия;
- участнику, подавшему жалобу, - в течение пяти рабочих дней со дня его принятия;
- органу Государственного казначейства Украины (обслуживающему банку), указанному в п. 12 настоящего Положения - в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.
19.Ответственность за регистрацию жалоб, подготовку к их рассмотрению, информированию в установленные сроки предусмотренных Положением и настоящим Порядком субъектов о состоянии рассмотрения жалобы несет председатель ТК.
Председатель тендерного комитета
В. КРОЛИКОВ