1. Общая характеристика планирования
Планирование - это
определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ
способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Основные принципы планирования:
1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия.
При этом выделяют цели:
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
2) Принцип системности. Он означает, что планирование
представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности
предприятия;
3) Принцип научности. Требует учета перспектив
научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных
норм использования всех видов ресурсов;
4) Принцип непрерывности. Означает параллельное
сочетание текущего и перспективного планирования;
5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на
количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями
плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
6) Принцип директивности. В соответствии с ним план
приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения
его руководителем предприятия.
Важнейшими целями, которые преследуются в планировании
на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и
доля на рынке.
Виды планирования.
В зависимости от продолжительности планового периода
выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное)
планирование.
Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний
или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках,
"продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения
производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре
продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого
плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных
проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.
Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает
возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается
план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый
план.
Текущее планирование обычно рассчитано на год,
полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и
заработной плате, планирование материально-технического обеспечения,
себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.
В планировании используются следующие основные
методы:
- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
- балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;
- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
- факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
- матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
- экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.
- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
- балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;
- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
- факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
- матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
- экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.
2. Стратегия развития предприятия
Целью разработки стратегии развития предприятия
является выявление основных направлений его эффективного функционирования на
основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала
во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей
средой.
Основными задачами формирования стратегии предприятия
являются:
- выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать;
- определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;
- оценка результатов отдачи.
- выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать;
- определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;
- оценка результатов отдачи.
Стратегический план предприятия составляется в такой
последовательности:
1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.
2. Определение хозяйственной политики предприятия.
3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.
4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия.
1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.
2. Определение хозяйственной политики предприятия.
3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.
4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия.
Стратегический план предприятия состоит из следующих
разделов:
1) Цели и направления деятельности;
2) Текущие и долгосрочные задачи;
3) Базовая стратегия;
4) Функциональные стратегии;
5) Описание наиболее важных программ;
6) Описание внешних операций;
7) Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;
8) Формулировка резервных стратегий.
1) Цели и направления деятельности;
2) Текущие и долгосрочные задачи;
3) Базовая стратегия;
4) Функциональные стратегии;
5) Описание наиболее важных программ;
6) Описание внешних операций;
7) Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;
8) Формулировка резервных стратегий.
При составлении стратегического плана используется следующая
информация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки
по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к
общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс
на конец последнего года плана; финансовый план.
Стратегия предприятия разрабатывается на различные
периоды времени в зависимости от степени предсказуемости будущего,
продолжительности периода внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия
и уровня технической оснащенности (от 3 до 10 лет).
Существуют следующие разновидности базовых
стратегий:
- стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;
- стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов;
- стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия.
- стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;
- стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов;
- стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия.
Одной из важнейших составных частей стратегии
предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается в
достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и
уменьшение потерь от этих возмущений.
Методы выбора стратегии:
- метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);
- метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема;
- метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;
- метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;
- метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки).
- метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);
- метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема;
- метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;
- метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;
- метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки).
3. Содержание средне и краткосрочных планов
Планы предприятия включают следующие основные
разделы:
- маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;
- производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;
- план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;
- план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;
- план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;
- план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
- план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;
- финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;
- план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;
- план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.
- маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;
- производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;
- план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;
- план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;
- план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;
- план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
- план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;
- финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;
- план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;
- план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.
Показатели, применяемые в планирования и,
подразделяются:
- по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные;
- по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);
- по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность).
- по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные;
- по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);
- по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность).
Оперативное планирование
Оперативное планирование
- это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:
1) Календарное планирование, включающее детализацию
текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела,
участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц,
декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час;
2) Диспетчеризацию, обеспечивающую:
- сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;
- организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества.
- сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;
- организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества.
Различают:
- межцеховое оперативное планирование - обеспечивающее
скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между
цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических
процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и
обслуживающих цехов;
- внутрицеховое оперативное планирование -
осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная
задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий
производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его
цехов, участков, бригад, рабочих.
4. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с
которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой,
неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и
обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха,
главным образом, в финансово-экономической деятельности.
Бизнес-план является основой бизнес-предложения при
переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет
некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен
быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление
о существе дела и перспективах своего участия в нем.
Структура и содержание бизнес-плана строго не
регламентированы, но можно предложить следующий макет бизнес-плана: резюме
(краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности;
описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка
сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая
деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической
доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика
персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план;
эффективность проекта.
Несколько иная структура бизнес-плана принята при
получении кредитов в банке. Следует заручиться объективной оценкой
бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать
аудитор.
В международной практике для обоснования проектов
(бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей: чистая текущая
стоимость; рентабельность; внутренний коэффициент эффективности (пороговое
значение рентабельности); период возврата капитальных вложений (срок
окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры
финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат);
норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при
котором обеспечивается "нулевая прибыль", доход от продажи равен
издержкам производства).