Эффект Даннинга-Крюгера описывает людей, которые плохо делают какое-либо дело, но при этом переоценивают свои способности и знания в данной области.
Где наблюдается это искажение
Вспомним начальную школу. У всех нас были знакомые, кто считал себя умнее, чем было на самом деле. Назовем такого человека Антоном. Несмотря на то, что по школьным меркам оценки Антона ниже средних, он в классе поднимает руку чаще остальных.
Антон непоколебимо уверен в своих знаниях по истории, физике, химии и литературе. Друзьям он твердит, что на плохие оценки ему наплевать, и вообще методы проверки знаний дурацкие. Впрочем, и учителям, и одноклассникам Антона ясно, что никаких знаний у него нет.
Антон регулярно поднимает руку, чтобы высказаться по неизвестным ему темам. Он не может осознать свою некомпетентность, но все равно чрезмерно уверен в своих способностях. Это и есть эффект Даннинга-Крюгера.
Индивидуальный эффект
Эффект Даннинга-Крюгера может привести к неудачным решениям как в личной жизни, так и в карьере. Ни для кого не секрет, что компетентность в определенной сфере положительно влияет на принятие решений в ней же.
Мы углубляем знания по какой-либо теме, совершенствуем практические навыки – и когда речь заходит о данной теме, мы уже можем отличить хорошее решение от плохого. Прошлые успехи убеждают нас в том, что мы действительно что-то умеем делать хорошо, и нам кажется, что и в будущем у нас неплохие шансы на аналогичный успех.
Обычно это не проблема, потому что мы более-менее трезво соотносим свои предполагаемые способности с реальными. Это и дает нам право рассчитывать на вероятный успех.
Читайте также: Незнание – сила: почему некомпетентные люди не понимают своей некомпетентности?
Однако, когда мы думаем, что разбираемся в вопросе лучше, чем есть на самом деле, между реальной и предполагаемой способностью возникает разрыв. Этот разрыв (или переоцененная реальная способность) доставляет немало проблем. Ведь мы же верим в правильность своих решений, даже если они неверные.
Это объясняет, почему участники шоу талантов нередко позорятся и выставляют себя на посмешище. Они совершенно не понимают, что не умеют петь, но убеждены, что умеют – ровно до тех пор, пока судьи не отправляют их домой.
Люди, страдающие от эффекта Даннинга-Крюгера, часто не очень умеют учиться на собственных ошибках. Их чрезмерная уверенность в себе не позволяет им трезво оценить свои способности. Им трудно понять, что на самом деле они принимают плохие решения – им-то кажется, что они хорошие. Это тоже приводит к серьезным проблемам. Мы же учимся на собственных ошибках и успехах.
Системный эффект
Решения, принятые под воздействием эффекта Даннинга-Крюгера, могут постепенно привести к системным проблемам. В особенности это касается вариантов, когда по-настоящему компетентные люди вообще не могут вмешаться и что-то исправить.
Очень часто центром внимания становится тот, кто громче всех кричит. Вернемся к нашему примеру, где Антон не стесняется высказываться по вопросам, в которых не разбирается. При этом он не дает другим ученикам принять участие в обсуждении, хотя они разбираются в теме лучше него.
Этот феномен также может встречаться и в более крупных организациях, где самые способные и квалифицированные специалисты далеко не всегда допускаются к принятию решений. Вместо них выступают те, кто мнит себя компетентным, но не является таковым.
Почему это происходит
Как мы уже говорили выше, эффект Даннинга-Крюгера возникает из разрыва между предполагаемой и реальной компетентностью. Но какова причина его возникновения?
Когда нам не хватает профессиональных знаний и навыков в какой-либо отрасли, мы, скорей всего, не справимся с работой. Наши навыки недостаточно хороши. Они приводят к неудовлетворительному результату, но мы не понимаем, что результат плох.
Как узнать, что ты реально в чем-то плох, если у тебя нет нужных инструментов для оценки своей некомпетентности? Представьте, что вы пытаетесь оценить, хорошо ли написана книга, хотя сами при этом откровенно «плаваете» в грамматике.
Выходит, что для осознания собственной некомпетентности нам требуются те же навыки и знания, которые нужны для профессиональной деятельности в конкретной сфере. Это означает, что если у человека этих навыков нет, он мало того что не специалист – он этого даже не понимает.
Даннинг и Крюгер называют это «двойным бременем». В результате многие не могут трезво оценить собственные способности.
«Мы переоцениваем свои умения отчасти потому, что люди, не имеющие нужных навыков в этой сфере, несут двойное бремя. Они не только приходят к ошибочным выводам и делают неудачный выбор. Их же собственная некомпетентность лишает их метакогнитивной способности осознать это». – Даннинг и Крюгер.
Мы не можем посмотреть на себя со стороны
Многие люди с трудом справляются с так называемыми «метакогнитивными функциями». Сюда входит способность (или ее отсутствие) сделать шаг назад и взглянуть на себя со стороны. Это нелегко, поскольку большинство людей привыкли видеть мир и себя самих своими же глазами. Тем не менее, под таким «субъективным» углом нам часто кажется, что мы невероятно компетентны и все знаем.
Что получается в итоге? Мы не в состоянии признать более трезвую оценку наших способностей. Так часто и бывает: когда нас заносит, ставить нас на место приходится другу или члену семьи. По большей части, нам не хватает самосознания, чтобы заметить в себе то, что мы с такой легкостью замечаем у других. Проще говоря, бревно в собственном глазу.
Такое отсутствие «метакогнитивных функций» также может быть связано с тем, как наш мозг пользуется эвристикой. Это кратчайшие ментальные пути, помогающие нам эффективно принимать решения. Поразмышлять о себе и усомниться в собственных способностях – трудоемкий процесс, занимающий много времени.
Поэтому предположительная оценка своей компетентности в тех или иных ситуациях может стать той самой «быстрой ссылкой», которая поможет быстро решить проблему.
Нам нравится чувствовать себя крутыми специалистами
Еще одна причина, почему мы порой поддаемся влиянию эффекта Даннинга-Крюгера – так мы защищаем нашу уверенность в себе. Никому не хочется впадать в уныние от собственной некрутизны.
Мы начинаем думать так: раз мы чего-то не знаем или не умеем, значит, нам не хватает мозгов. В итоге нам, естественно, совсем не хочется выглядеть невеждами перед другими людьми. Или даже перед самими собой.
Такая реакция может быть как сознательной, так и подсознательной. Есть предположение, что наш мозг выдает на подобные ситуации естественную защитную реакцию, о которой мы даже не подозреваем. Поэтому мы можем оценивать свои способности и знания слишком высоко.
«Плохие исполнители – а мы все в чем-то плохи – не видят недостатков в своем мышлении, как не видят и того, что у них нет ответа на вопрос. Когда нам кажется, что мы на высоте – бывает так, что именно в этот момент мы глубоко на дне». – Даннинг и Крюгер
Почему это важно
С учетом всего вышесказанного нам следует помнить об эффекте Даннинга-Крюгера и о том, что он может негативно влиять на принятие решений. Когда у человека нет нужных инструментов (т.е. опыта или когнитивных функций) для принятия информированного решения, он чаще вообще его не принимает – побоится возможных неприятных последствий. Но если человек не осознает своих недостатков, то примет решение независимо от возможных последствий.
Более того, поскольку люди с эффектом Даннинга-Крюгера абсолютно уверены в своих способностях, в их неверные решения кто-то может вложить значительные ресурсы и силы. В лучшем случае это просто неидеальное решение. В худшем – реальная опасность для бизнеса.
Возьмем еще пример: молодой водитель настолько уверен в своих навыках вождения, что решает выехать на шоссе в сильный снегопад. Или руководитель компании, смело инвестирующий в рекламу продукта, принцип действия которого он не понимает.
Также следует отметить, что чрезмерная самоуверенность обычно отталкивает от человека других людей. Особенно если она ничем не оправдана. Приятно ли вам носить ярлык самонадеянного выскочки? Лучше избегать подобной репутации.
Как этого избежать
Даннинг и Крюгер предполагают, что завышенная оценка своей компетентности достигает пика, когда мы кое-как разбираемся в каком-то вопросе. Наша уверенность падает на самое дно, когда мы не понимаем вообще ничего.
Однако стоит нам понять чуть больше, открыв тем самым пробелы в наших знаниях, как уверенность делает шажок-другой вниз с мнимого пьедестала совершенства. Мы уже не так уверены в своей крутизне и более реалистично оцениваем свои способности. Набирая опыт и знания, мы тоже приобретаем уверенность, но теперь она вполне оправдана.
Действительно, экспертам следовало бы демонстрировать высокую степень уверенности в своих способностях, потому что они в самом деле компетентны в своем деле.
Но как же все-таки избежать потенциально разрушительных последствий эффекта Даннинга-Крюгера?
Мы можем ликвидировать разрыв между предполагаемыми и реальными навыками. Для этого нам нужно постепенно наработать опыт и знания, то есть углубленно изучить предмет. Исследуйте его со всех сторон, не думайте, что вам уже все о нем известно.
Когда вы станете лучше понимать его, то, вероятно, осознаете, что вам еще учиться и учиться. Это поможет в борьбе с привычкой обманчиво верить в то, что вы уже эксперт (хотя на самом деле нет).
Еще один вариант решения проблемы – попросить
других людей оценить ваши умения. Помните, нам очень трудно трезво
оценить самих себя со стороны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий