16.03.2018

К Омеляну едет ревизор

Омелян

Похоже, после аудита EMSA и IMO для “штаба отрасли” закончится красивая история про Hyperloop и прочие “решительные реформы”.


В апреле этого года Европейское агентство морской безопасности (EMSA) проведет аудит состояния национальной системы подготовки и дипломирования моряков Украины. В июне — Международная морская организация (IMO) проведет аудит по выполнению нашей страной уже всех международных морских конвенций.

На сегодняшний день высока вероятность, что Украина не пройдет аудит в части выполнения требований Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года (Конвенция ПДНВ). До сих пор не подготовлены и не внесены изменения в нормативно-правовые акты с учетом всех Манильских поправок в Конвенцию ПДНВ от 2010 года, а также поправок, внесенных IMO в 2015-16 годах. Даже не учтены положения новых украинских законов (в частности, “О высшем образовании”, в котором принципиально изменены квалификационные требования). Однако Мининфраструктуры на них никак не отреагировало.

Манильские поправки означают принятие Конвенции ПДНВ в новой редакции. Мы предлагаем читателям самим ознакомиться в Сети, что такое Конвенция ПДНВ и Манильские поправки, так как это очень обширные документы, анализ которых требует отдельной публикации.

Впрочем, отметим, что на конференции в Маниле была принята Резолюция 5, согласно которой участникам Конвенции рекомендовано создать электронную базу данных для проверки действительности выданных квалификационных документов моряков, а также для ответов на запросы по указанным документам. Как выглядит эта база на сайте Инспекции по подготовке и дипломированию моряков Украины можно увидеть на странице Державний реєстр документів моряків України. Есть информация, что на создание данного Реестра было потрачено больше 2 млн ривен. Однако, толком он так и не заработал.

По данным Manpower Report, в 2015 году доля украинских граждан среди всех моряков мира оценивалась примерно в 5%. Всего речь идет о порядка 100 тыс специалистов, из которых около 55% приходится на долю командного состава и остальные 45% — рядовых. По численности моряков наша страна сегодня пятая в мире: после Китая, Филиппин, Индонезии и РФ. При этом речь идет об украинских моряках, работающих за рубежом. Это результат уничтожения в лихие 90-е национальных судоходных компаний, прежде всего, ЧМП. Наши моряки были попросту вынуждены уходить “под флаг”. Всего в Государственном реестре документов моряков числятся данные о 235 тыс выданных документов. Еще порядка 20 тыс моряков работает на украинских судах (включая портофлот).

При этом, украинские моряки, работающие за рубежом, ежегодно привозят/перечисляют в Украину около $3 млрд. Солидный вклад в экономику страны.

Бездеятельность Мининфраструктуры в имплементации Манильских поправок и поправок 2015-16 годов к Конвенции ПДНВ означает, что с большой вероятностью Украина будет исключена из “белого списка” IMO. Соответственно, ряд стран откажется от наших моряков, а в остальных — украинские моряки будут приниматься на работу в последнюю очередь и не на самых хороших условиях. Данная проблема давно обсуждается в морском сообществе Украины, в МИУ регулярно направляются соотвествующие запросы, но реакции на них никакой.

В связи с этим “УкрРудПром” обратился в профильные ассоциации “Всеукраинское объединение крюинговых компаний”, “Украинский морской союз”, “Морська освіта”.

Не будем цитировать все сказанное нам “не для прессы”. Просто предлагаем ознакомиться, например, с обращением Всеукраинской ассоциации “Морська освіта” к министру инфраструктуры. Обращение еще от 3 января текущего года, однако, ответ на него до сих пор не дан. В этом обращении 24 пункта о потрясающей бездеятельности МИУ.



Подобные обращения направили и остальные упомянутые ассоциации (тексты есть в распоряжении редакции).

Теперь по сути проблемы. Имплементировать изменения в Конвенцию ПДНВ в национальное законодательство принципиально не так сложно. Это требует всего лишь желания и системной работы. Просто это помешает еще одной схеме в рамках программы “решительных реформ”, реализуемой в недрах Мининфраструктуры выходцами из МВД и бывшими “экологами”.

Ежегодно подтверждение квалификации в Инспекции по подготовке и дипломированию моряков проходит около 25 тысяч украинских моряков. Размеры платы за подтверждение квалификации моряков были утверждены совместным приказом МИУ и Минэкономразвития №479/1182 еще 02.10.2014. Тариф для капитана — 1227 грн, для матроса — 224 грн. Суммы вроде бы вполне доступные.

Злые языки утверждают (что подтверждается на морских форумах в Сети), что, кроме этого, еще полгода назад дополнительная обязательная неофициальная ставка за успешную сдачу экзамена составляла: для командного состава — $250, а для рядовых — $120. Говорят, в последнее время “размеры благодарности” увеличились вдвое. А теперь умножьте эту мзду на 25 тысяч моряков в год.

Хотя еще в августе 2016 года замглавы МИУ по противодействию коррупции Юрий Лавренюк очень интересно прокомментировал информацию о том, что СБУ установила факт, что более 250 морякам за соответствующее денежное вознаграждение изготовили морские документы и обеспечивали беспрепятственную, формальную сдачу экзаменов в Государственной квалификационной комиссии Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков. По его словам, от моряков требовали от 1500 до 2500 долларов за содействие в изготовлении необходимых документов, которые распределялись между участниками противоправной схемы.

Лавренюк также обнародовал схему передачи денег наверх. При этом человек, который по словам Лавренюка, стоял во главе этой схемы, сегодня успешно работает и руководит уже не одним, а целыми двумя филиалами инспекции. Интересный метод борьбы с коррупцией.

В связи с этим, интересный момент — в последнее время Инспекцию по подготовке и дипломированию моряков возглавляют люди, которые не имеют к морю никакого отношения и не имеют ни малейшего понятия о подготовке моряков — экологи, юристы. И эти люди утверждаются конкурсной комиссией, которую возглавляет тот же Юрий Лавренюк. Приказы об их назначении подписывает Владимир Омелян.

И наоборот, профессионалов морского дела под любыми надуманными предлогами к конкурсам и назначениям даже не подпускают.

В ноябре 2017 года Инспекцию по дипломированию возглавил Михаил Пересада, который до этого был заместителем и.о. главы инспекции Павла Булановича, хорошо известного в морской отрасли еще с тех времен, когда он возглавлял Госэкоинспекцию Северо-западного региона Черного моря.

Интересно, что одним из первых решений Пересады стала ликвидация филиала инспекции в Николаеве. Следует отметить, что в Николаевском филиале правоохранительные органы за последние годы достигли серьезных результатов в устранении коррупционных схем. Были проведены следственные действия, начаты уголовные производства. И вдруг этот уже начавший выздоравливать филиал внезапно закрывается.

Также сложно понять, как один директор руководит двумя региональными филиалами, находящимися в разных регионах страны: Мариуполе и Херсоне, Одессе и Измаиле. При этом директор филиала должен находиться в филиале при проведении экзаменов в ГКК. Искусственно создаётся ситуация, когда интересы одних регионов подавляют интересы других — второстепенных. Так сейчас искусственно блокируется работа ГКК в Херсоне и Измаиле и все потоки моряков и, соответственно — денег, направляются исключительно по двум каналам.

По итогам аудита интересно будет узнать какие пояснения по поводу происходящего МИУ предоставит аудиторам EMSA и IMO.

Александр АРБУЗОВ, УкрРудПром, 13 марта 2018 года 

Читайте также: Как нам нормализовать ситуацию с дешевыми чиновниками
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий