Нам с детства вдалбливали, что взаимопомощь — это
правильно и важно. На самом деле всё не совсем так. Блогер и маркетолог
КэмМи Фам (CamMi Pham) объясняет, почему помогать кому-то — последнее
дело. Приготовьтесь, будет жёстко.
Моя мать учила меня не давать лишних советов и не
пытаться кому-либо помочь, пока человек сам об этом не попросит. Мне
всегда казалось, что это она из вредности. Но, повзрослев, я осознала,
что мама всё же была права. И да, она один из самых добрых и сердечных
людей, которых я только знала.
Общество говорит, что нужно помогать людям. Я с этим
согласна. Считается, будто мы должны безоговорочно стремиться помочь
окружающим, причём даже тогда, когда они этого не ожидают. Нет, тут всё
правильно, внезапные проявления доброты могут порой изменить жизнь. Тем
не менее у монеты две стороны. И вы должны знать, чем может обернуться
подобное человеколюбие.
Конечно, не всё так печально, но и далеко не так радужно. И в плохом
есть хорошее, и в хорошем — плохое. Хотя помогать людям — не худшая
идея, она всё же и не лучшая. Есть три случая, когда лично я склонна
отказать в помощи и настоятельно рекомендую вам сделать то же самое.
Не помогайте людям, которые не заслуживают вашей помощи
Не так-то это просто. Нас всю жизнь учили, что надо помогать другим, но теперь забудьте об этом.
Начинающие стартаперы часто просят у меня совета. Я прекрасно знаю, как сложно запустить стартап, сама через это проходила. И всё же я перестала делиться своим опытом и знаниями за просто так. Когда-то меня частенько звали на чашку кофе, чтобы просто «задать пару вопросов». Если у вас на банковском счёте несколько миллионов долларов от инвесторов, даже не пытайтесь клевать мне мозг без должного за это вознаграждения. Особенно если вы не удосужились хотя бы заплатить за мой чай.Когда вы повзрослеете, то поймёте, что у вас всего две руки: одна — для помощи себе, другая — для помощи другим.Сэм Левенсон
Эти ребята не понимают, что у меня есть семья, которую нужно кормить, счета, которые нужно оплачивать, срочные дела, с которыми нужно вовремя
разобраться. Они не осознают, что потраченное на беседу с ними время
мне придётся как-то компенсировать, просиживая за работой до поздней
ночи. Раз они не ценят моё время, то и я не собираюсь его на них
тратить.
Если людям на вас наплевать, вы не обязаны помогать им. Они этого просто не заслуживают.
Сейчас я просто говорю, сколько стоит час моего времени. Сурово, да,
но жизнь стала проще, а я — счастливее. Люди воспринимают меня куда
серьёзнее. Если кому-то мои услуги кажутся слишком дорогими, я предлагаю
другие способы компенсации потраченного времени.
Правило 1. Никогда не предлагайте ничего безвозмездно.В следующий раз, когда кто-то попросит вас, допустим, бесплатно выступить на конференции, не соглашайтесь, пока не добьётесь максимально выгодных условий. Если нет шансов получить нормальный гонорар, просите бесплатный стенд и время для рассказа о вашем бизнесе или хотя бы бесплатные билеты на конференцию. Всё это покажет серьёзность намерений организаторов и то, насколько ваше присутствие им необходимо.
Правило 2. Никогда не забывайте правило 1.
Помните, первый человек, которому вы обязаны помочь, — это вы сами. Всё просто: если помощь окружающим не приносит вам радости, перестаньте это делать. Иногда вам придётся быть эгоистом и ставить себя на первое место. Мнение общества по этому поводу можете смело проигнорировать.Люди всегда будут пытаться вас эксплуатировать, если вы им это позволите. Времени на то, чтобы помочь всем, у вас нет. Поддерживайте лишь тех, кто действительно этого заслуживает.
Не помогайте людям, которые не способны оценить вашу помощь
Самая большая моя слабость — мне действительно нравится помогать. Я поддерживаю людей вне зависимости от того, просили они об этом или нет. Такой подход порой может аукнуться самым неожиданным образом.
У одного моего клиента дела шли из рук вон плохо. Мы с командой убили несколько дней на то, чтобы изучить данные с трендами и понять, в чём вообще проблема. Это не было частью нашего задания, поэтому и в счёт не вошло, просто мы искренне переживали за успех клиента. Моя команда обнаружила несколько серьёзных проблем в его бизнес-модели и стратегии. Рассказали ему об этом, а он нас уволил.
Мы сделали работу, выходящую за рамки обязанностей, просто из чувства
сопереживания. Мы сказали клиенту вещи, которые он от нас слышать не
хотел. Мы потеряли клиента, потому что пытались помочь. Наконец, теперь
он нас ненавидит просто из-за того, что мы озвучили своё
профессиональное мнение.
Верный способ превратить друга в лютого врага — сказать ему то, чего он не хочет слышать.Когда я предлагаю свою помощь, я искренне хочу помочь. Но часто люди попросту не готовы принять мою поддержку. Это нормально. Перемены требуют времени, а многие не желают ничего менять. Не давайте советов тем, кто не готов к ним прислушаться. Рано или поздно эти ребята выскажут всё, что думают по поводу ваших «несработавших» советов.
Я перестала помогать людям, которые этого не хотят. Минимум драм, максимум времени для себя.
Не помогайте, если не можете сделать это хорошо
Вот это самое важное. Предлагать поддержку, когда вы реально не готовы её оказать, — сразу нет. НЕТ. Я делала так несколько раз, жалею до сих пор.
Однажды мои отец и мать уезжали за границу и попросили меня
присматривать за их домом. Я понятия не имела, как поливать цветы.
Некоторые я залила, а некоторые пересушила. Когда через месяц родители
вернулись, все их растения уже погибли. Не предложи я свою помощь,
нашёлся бы кто-нибудь сведущий в этом, а драгоценные цветочки моего папы
были бы живы и по сей день. Родители, кстати, запретили мне впредь даже
пальцем прикасаться к растениям.
Если хотите помочь, не имея навыков или времени, толку от вашей помощи будет ноль.Это всё равно что учиться рисовать у слепого. Вы лишаете людей возможности найти кого-то, кто справится с задачей лучше. Как видите, и доброта может причинить вред. Простейший способ разрушить отношения — предложить поддержку, которую вы не в силах обеспечить.
Наконец, всё может быть хорошо или плохо. Нам важно найти баланс
между этими крайностями. Тщательно всё оценивайте перед тем,
как протянуть руку помощи. Не сделаете этого — зря потратите время и
деньги, да ещё поставите под удар важные отношения, личные или
профессиональные.
Случайный акт доброты может изменить чью-то жизнь, а может её
сломать. Будете помогать не тем — упустите шанс поддержать людей,
которые этого действительно заслуживают. Прежде чем помочь, думайте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий