06.01.2018

На радость "бабушке России": как геронтократия задушила телевидение


Ещё три года назад социолог Алексей Рощин написал, что "празднования Нового Года на ТВ вышли уж совсем откровенно старперскими. Кажется, такого изобилия поющих ископаемых монстров во всевозможных "огоньках" не было давно, хотя их всегда было много". В этом году он вновь цитирует этот пост - изменений не произошло.


"Необоримо! Только цифры обновили!, - пишет Алексей Рощин. - а далее цитирует свой пост трёхлетней давности: "Многие обратили внимание на то, что нынешние празднования НГ на телевидении вышли какими-то уж совсем откровенно старперскими. Кажется, что такого изобилия поющих ископаемых монстров во всевозможных "огоньках" не было давно; хотя, на самом деле, их всегда было много, а сейчас, видимо, количество перешло в качество.

Смотрится все это, конечно, странновато и даже вызывающе. На эстраде по самым главным каналам то "вечный" Кобзон (81 год в 2018 году, далее все цифры тоже на 2018 год), то Лев Лещенко (76 лет), то София Ротару (71-й годок) с Аллой Пугачевой (69), то Ирина Аллегрова (66 лет). Последняя, кстати, по обыкновению выступала в одном лифчике на голое тело, видимо, надеясь вызвать в публике эпидемию геронтофилии.

Общее ощущение богадельни на выезде усиливали номера в исполнении неизменных "звезд 80-х", которые вообще давно прописались в России (в мире-то их давно забыли) - ансамбли "Чингиз-хан", "Рикки э повери" и т.д. В этом году они переехали со всяких "ретро-шоу радио Ретро-ФМ" прямо на центральные каналы. Смотреть на бодрых бабуль и дедуль, распевающих шлягеры, под которые я сам, как смутно помнится, зажигал на школьной дискотеке в туманные брежневские времена - было, признаться, несколько жутковато.

Честно говоря, даже и пресловутый Филя Киркоров, мой ровесник, смотрится на главных поп-концертах года не совсем уместно: он явно обрюзг, расплылся, из былого жгучего красавчика давно превратился во фрика - словом, если уж говорить откровенно, выпал из жанра. По идее, и ему пора бы на выход. Эстрада - это ведь как футбол, тут тоже есть, как ни печально, возрастной ценз; смысл эстрады - что она должна будить в слушателях не столько "высокие чуйства" (за этим пожалуйте в филармонию), сколько ГОРМОНЫ. А для этого исполнитель должен, помимо хоть каких-то вокальных данных и умения попадать в ноты, быть еще и сексуально привлекательным. Это требования к профессии, "ничего личного".

В общем, эстрада в столь же явном застое, что и наша политика, и наша экономика, и, что еще интереснее - по той же самой причине. Везде старперы, которые более-менее явно уже "не ловят мышей" - но при этом жутко собой довольны и, главное, убеждены в собственной незаменимости. "Если не мы, то кто?! Россия без нас погибнет!"И причины везде одни и те же. Основная - сверхцентрализация и экономики, и общественной жизни, и эстрады. Сверхцентрализация, порождающая монополизм. Нет диктата потребителя, есть власть малоизвестных "мафий", засевших, в случае эстрады, в руководстве телеканалами и повязанных какими-то старыми связями (типа известной "пугачевской мафии")" (С., 2015)

В этом году - тот же состав, лишь разбавленный слегка Лепсом и Биланом. Ну и, из примечательного - была попытка вялого бурления в соцсетях со стороны украинствующих граждан по поводу Софии Ротару, мол, как же "Софья Михална" так низко пала - пела в России на Новый Год?! Неужели она не патриотка и поддерживает российскую агрессию? А вот вопроса, чего вообще ради 70-летнюю бабулю, которая является глубокой пенсионеркой даже по жесточайшим европейским нормам, показывают на главных каналах РосТВ - я как-то и не видел даже. СМИРИЛИСЬ. Временами даже я, при всем своем оптимизме, задумываюсь: а вот эта вся геронтократия - это теперь навсегда?!"

"Страна стремительно входит в геронтократию начала 1980-х, - замечает телеграм-канал Красный Сион. - Много пишу о том, что мы вступаем в мир геронтократов: стариков и так много, а дальше будет ещё больше. Просто пример: в 1981 году в РСФСР было 21 млн. пенсионеров, сегодня их 45 млн., в 2030 году будет 55 млн. Население страны за 50 лет вырастет на 10%, а число стариков - почти в три раза. И в мире пожилых (а ещё - и роботизации и автоматизации, если речь идёт об экономике), молодёжи всё труднее пробиться в любой сфере культуры, экономики и политики. Молодёжь становится меньшинством в обществе, и в этих условиях любая её поддержка - через гранты и НКО, квоты, государственные программы и т.п. - дело уже не столько будущего, сколько настоящего".

"Долгая отвычка от телевизора имеет то преимущество, что начинаешь свежее воспринимать его обычный контент, - пишет примерно о том же Alex Vereshchagin. - Так вот, новогодняя ночь позволила сделать вывод, что безраздельно доминирует контент, произведенный во времена позднего СССР: Ротару, Лещенко, пожухлые итальянские эстрадники, столь популярные у нас во времена своей молодости, Modern Talking, песни из фильмов и самые фильмы, снятые у нас или на Западе в 60-80-е годы, и т.д. и т.п.

Это наблюдение, быть может, и не ново, но я, признаться, был удивлен степенью засилья. Царила атмосфера густой ностальгии по позднему Совку. Все его популярные личности, живые или мертвые, по-прежнему на сцене и на экране, как 30 или 40 лет тому назад. Из их числа исключены лишь те, которые вошли в противоречие с нынешним неосоветским режимом: так, ни разу не промелькнули "Машина времени" или ДДТ. Ощущение довольно странное: на календаре – "Новый год", то есть праздник, обращенный в будущее, а на экране - сплошное ретро…

Эта ностальгия имеет отчасти искусственное и отчасти естественное происхождение. Почему искусственное – объяснять не надо; а естественное потому, что действительно в то время на эстраде и в кино было много талантливого – что у нас, что "за кордоном". Если присмотреться к тому, цитатами из каких фильмов мы разговариваем, то это будут почти сплошь фразы из кинофильмов 60-80-х годов. Произведения более ранней эпохи в языке почти не представлены, более поздней – тоже. Вообще, история отечественного кино, если попытаться охватить ее одним взглядом, выглядит поразительно. Она разбивается на три примерно равных отрезка: первые лет тридцать, т.е. сталинское время – это практически пустыня, в которой встречается лишь пара оазисов; почти всю тогдашнюю кинопродукцию смотреть невозможно... затем следуют лет тридцать бурного цветения, когда хороших фильмов было просто навалом; они-то и формируют нынешний новогодний контент; однако затем, на рубеже 80-90-х, вновь начинается пустыня, и вспомнить особенно нечего.

Разумеется, плодотворность второго периода, которая так резко контрастирует с бесплодностью первого и третьего, не есть заслуга соввласти, а является результатом специфических условий, сложившихся в позднем СССР, когда, благодаря "оттепели", идеологический пресс несколько ослаб, были допущены кое-какие связи с Западом, с возможностью следить за тамошними новинками, появилась кое-какая частная жизнь, сложилась кое-какая интеллигенция, - и всего этого "кое-какого" вполне хватило для расцвета кино, ставшего чуть ли не главной отдушиной на фоне весьма тусклой, скучной и подневольной жизни обычных советских граждан эпохи застоя. Поэтому лучшие произведения того времени – это не столько "советское кино", сколько "русское кино советского времени".

Но удивительная посредственность последней четверти века не может не беспокоить. Совершенно непонятно, что из произведенного в эти годы может в будущем вызвать массовую ностальгию? За двумя-тремя исключениями, нет ведь ни мелодий, ни кинофильмов, способных в будущем "побороться за умы" с предшествующей, позднесоветской эпохой. Но ведь трудно себе представить, чтобы и в середине века мы точно так же смотрели в новогоднюю ночь Ricchi e Poveri, Пугачеву и Ротару, нарезку из "Бриллиантовой руки", "Шурика" и т.д. Однако что сможет их заменить? Ответа на этот вопрос я не нахожу".

"Время идет, а формат Голубого Огонька не меняется, - оценивает российское новогоднее ТВ украинский сайт joinfo.ua. - Людям надоели одни и те же лица на экране в Новогоднюю ночь, потому было сказано много слов, написано много петиций, и даже проведено голосование, организованное самим Первым каналом. Тем не менее, от самых заядлых звезд "избавиться" не получилось...

В преддверии еще съемок новогодней передачи, народ начал возмущаться и хаять Первый канал за то, что на их сцене каждый год выступают одни и те же артисты. Причем, артисты уже преклонного возраста, которым уже, мол, давно пора самим сидеть за столом и смотреть телевизор.

Пытаясь обратиться напрямую к организатором Голубого Огонька, зрители потерпели фиаско, потому было написано несколько петиций, собравших, кстати, нужное число проголосовавших. Главной темой петиций оказалось нежелание видеть на экране "надоевших" всем Кобзона, Ротару, Леонтьева, Пугачеву, Киркоров… и т.д.

Более того, видимо, все же до продюсеров программы таки дошло, что что-то пора менять. И чтобы было все честно, они создали голосование в социальной сети, кого бы хотели видеть зрители в новогоднюю ночь. (читать подробнее о петиции и голосовании на сайте "Новых Известий" здесь - прим.ред.)

К счастью, прислушавшись к народу, Первый канал таки решил внедрить выступления молодых артистов, которым давно пора себя показывать не только в клипах, но и на подобных шоу. Несмотря на то, что Шнуров не такой уж и новенький, он все же набрал нужное количество голосов, и выступил, что очень и порадовало зрителей, и внесло в проект нечто немыслимое. Порадовали своим выступлением и "Грибы", IOWA, Бурито, Artik &Asti и многие другие. Лидером голосования, как ни странно, оказался Григорий Лепс. Наверное, поэтому он спел дважды.

Без "законодателей" Огонька никак. И все-таки, как ни крути, но на сцене таки появился Иосиф Кобзон, выступающий с первого выпуска, даже в своем не очень хорошем состоянии здоровья, исполнил хит 1961 года (!) "Старый клен". Так как Кобзону двигаться уже тяжело, режиссеры решили просто посадить его на скамеечку рядом с супругой Нелли.

Не обошлось и без Софии Ротару. Кстати, когда-то ее коллега по сцене все тот же Иосиф назвал ее главной эстрадной фонограммщицей. Украинская певица вот уже 14 лет к ряду поет одну и ту же песню – "Белая зима". На новогодних передачах, конечно. Ничего нового и на этот раз"...

Просто интересно. Если бы не СССР и так называемый "совок", как его любят называть либералы, православные радикалы и т.д., то что бы было наполнителем контента праздничных СМИ и медиа? - пишет Артём Драгунов. - Что бы пели и плясали все эти народные артисты и исполнители ртами?"

Первый раз не досмотрела даже, спать легла, - пишет Ирина Разумова. - Всё это я уже видела в прошлом году, и в позапрошлом и т.д. И та же мысля - об чем бы пели и что бы перелицовывали, если бы совок не дал такого задела на нонешние годы, а ведь уже 25 годков минуло. И нельзя сказать, что сейчас нет новых хороших авторов и песен, они есть. Но их мало и они не связывают между собою поколения, как при совке.

Раньше, например, Пугачева или, скажем, Малинин, пели для всех - для бабушки и внучки, для мамы и её мужа. Мы с папой смотрели "Песню года" и все были довольны, она, эта песня, доходила до сердец всех поколений. А сейчас такое большая редкость. Певцы ротом (из молодых которые) поют для своей аудитории в основном, а прошлые лицедеи уже всем оскомину набили. И в какие бы наряды это старье не рядилось - смотреть уже противно. Всем поколениям.

И ведь целый год об этом пытались говорить и донести до руководства телевидения. Но... Это всего лишь показатель отношения вышестоящих к своему народу, начиная с руководства телевидением и заканчивая руководством страны в целом. Низы хотят, а верхам наплевать, причем не только на чаяния, но и на нужды".

"Не понимаю мазохистов, которые каждый год смотрят "Голубой огонек" и плюют в экран. А можно же попробовать его не смотреть? Кстати, всегда было интересно, кого они внезапно хотят там увидеть вместо киркорова с галкиным, ну вот серьезно", - комментирует vitalik4774.

"Что вы хотите там увидеть, в телеке? В СCCР лучше что ли было? Так же. Телевидение вообще у нас всегда было отстойное. Помню в молодости ждали прогамму Взгляд с Листьевым, хоть какой то луч света. А сейчас с интернетом смотри что хочешь", - пишет nika311.

"Обожаю этот новогодний жанр, когда люди с чистым и незамутненным разумом из года в год с видом юного натуралиста открывают для себя неизвестный мир телевидения и пишут наполненные детским искренним возмущением посты: а что, Пугачева ещё поёт? - пишет телеграм-канал Сталингулаг. - Ой, как же надоел этот Басков! А что, кроме Ротару больше никого нет? — традиционно спрашивают они. А кого вы хотели увидеть в телевизоре, цель которого по-возможности развлекать пенсионеров в последние годы их жизни? Бурчащего Скриптонита: деньги сучки деньги сучки? Или Оксимирона, читающего про Авессалома? А, наверное, вы ждали, что Эрнст пригласит Кендрика Ламара, чтобы тот фитанул с Кобзоном. Солнце - светит, снег - холодный, телевизор - показывает кал, вода - мокрая. Сохраните этот пост, чтобы перечитать его через год, не благодарите".

"Традиционное ТВ в любом случае умрет, - считает Вячеслав Смирнов. - Но сегодня оно соответствует своей аудитории — тем кто старше 60-ти лет. Это 80 процентов постоянных зрителей. Если вы смотрите ТВ три раза в неделю вы из их числа".

От редактора


Разумеется, что ничего зазорного в возрасте артистов нет и быть не может. Как говорится, слава Богу, что они живы и относительно здоровы! Проблема в том, что за четверть века монополизма одной и той же тусовки, которую пестует пара ведущих телеканалов, произошел разрыв поколений. Если не считать гомункулов и франкенштейнов - выходцев из телевизионной же "Фабрики", то показывать больше некого. За что эрнсты и добродеевы боролись - на то и напоролись! И даже когда Путин говорит, что нельзя к России относиться как к бабушке, нам опять показывают симптомы общероссийской "старости" и застоя.

Кстати, сегодня, 6 января исполняется 80 лет великому итальянцу Челентано. В отличие от российских звезд шоу-бизнеса, Челентано за последние 15 лет дал всего один концерт. Но какой! В 75 лет он отработал более двух часов на сцене - с живым звуком! И никаких претензий к Челентано быть не может - как и к Роллинг Стоунз, и многим другим западным звездам, которые честно отрабатывают на сцене без всяких скидок на возраст. В то время, как "наши" открывают рот под фанеру, перемежая разовые песенки с мемуарами о "великом" советском прошлом.

Впрочем, стоит сказать спасибо Кобзону и Лещенко, которые хоть не поют уже про Ленина, который у них "всегда молодой".

Новые Известия

Читайте также:
Выключить Женю Лукашина
Гайдай реализовывал пропагандистские задачи Кремля – эксперт

Комментариев нет:

Отправить комментарий